Метро сегодня
Метрополитен – самый быстрый, комфортабельный, надежный и экологически чистый вид городского пассажирского транспорта.
Минский метрополитен открыт для пассажиров с 5:30 до 0:40.
В настоящее время эксплуатационная длина трех линий Минского метрополитена в двухпутном исчислении составляет 44,89 километра.
В Минском метрополитене 36 станций. Из них 15 станций расположены на 1-й (Московской) линии, 14 – на 2-й (Автозаводской) и 7 – на 3-й (Зеленолужской) линии метрополитена.
Инвентарный парк вагонов составляет 418 единиц, из которых сформировано 86 составов (73 пятивагонных и 13 четырехвагонных).
Средняя эксплуатационная скорость поездов Минского метрополитена (с учетом остановок) – 40,7 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом в час пик – 120 секунд.
Объем перевозки пассажиров Минским метрополитеном за 2024 год составил свыше 250 миллионов 307 тысяч человек, что на более 7% больше, чем в 2023 году. Среднесуточная перевозка в 2024 году составила 684 тысячи пассажиров.
Удельный вес метрополитена в перевозках пассажиров городскими видами транспорта в 2023 году составил свыше 36% и является наибольшим среди других видов городского общественного транспорта.
По одному вестибюлю на тринадцати станциях, оба вестибюля станции «Октябрьская», а также пешеходные переходы станции «Аэродромная», пешеходный переход со станции «Вокзальная» на станцию «Площадь Ленина», оборудованы эскалаторами. Всего в метрополитене 59 эскалаторов.
Пешеходные переходы между станциями «Площадь Ленина» и «Вокзальная» оборудованы семью, а пешеходный переход между станциями «Фрунзенская» и «Юбилейная» – двумя конвейерами пассажирскими (траволаторами).
В метро созданы условия для проезда инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями. Все станции участков продления 1-й, 2-й и 3-й линий метрополитена оборудованы лифтами. На ряде станций используется системная схема с лифтами в уровнях платформы и кассового зала, а также наклонными лестничными подъемниками с перехода в уровень наземной поверхности. В настоящее время в Минском метрополитене эксплуатируется 56 лифтов на 16 станциях.
Для создания комфортных условий передвижения маломобильных групп населения установлено 23 подъемные платформы с наклонным перемещением на 9 станциях и 7 платформ с вертикальным перемещением – на станциях «Октябрьская», «Первомайская», «Юбилейная», «Фрунзенская». На 15 станциях метрополитена внедрены мобильные гусеничные подъемники типа SHERPA для транспортировки инвалидов в колясках.
Минским метрополитеном разработана детализированная схема оснащения всех станций элементами доступной среды. На сайте предприятия размещена интернет-карта, можно ознакомиться с порядком и условиями пользования метрополитеном физически ослабленными людьми, а также схемой перемещения, например, инвалида-колясочника от подземного перехода до поезда. Теперь пассажиры с ограниченными возможностями могут не только заранее спланировать свою поездку в метро, но и воспользоваться услугами метрополитена по факту своего прибытия к станции.
Первые элементы доступной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц в Минском метрополитене появились в 2001 году с вводом в постоянную эксплуатацию станции «Могилевская». Она была оборудована четырьмя лифтами и локальной системой диспетчеризации лифтов с видеонаблюдением. Далее все станции участков продления первой, второй и третьей линий метрополитена оснастили лифтами. На ряде станций используется смешанная схема с лифтами уровня платформы в уровень кассового зала и наклонными лестничными подъемниками с перехода в уровень тротуара.
Выполнены работы по устройству контрастных рельефных ограничительных линий вдоль края платформ станций, оборудованию станций метрополитена речевыми информаторами для инвалидов по зрению, удлинению поручней до нормативной длины на лестничных сходах станций.
Для дальнейшего развития доступной среды, реализуются мероприятия по замене входных и выходных групп дверей типа «Метро» и линеек турникетов с устройствами расширенного прохода. Завершена работа по оборудованию подвижного состава визуальной информационной системой (бегущей строкой).
В целях повышения безопасности пассажиров, все станции метрополитена оборудованы зонами досмотра пассажиров, их багажа и крупногабаритной ручной клади, а также системой цветного видеонаблюдения с регистрацией событий в режиме реального времени и их архивацией.