Безопасность
- При пользовании метрополитеном
- Действия пассажира при падении на пути
- Пожарная безопасность
- Подозрительные или бесхозные предметы
- Заведомо ложное сообщение об опасности
- Зоны досмотра
![]() |
1) Будьте внимательны и осторожны на лестницах! Смотрите под ноги, старайтесь не бегать, так как Вы рискуете оступиться, упасть и получить серьёзные травмы, такие как переломы, сотрясения, растяжения, ушибы и пр. |
![]() |
2) Будьте внимательны, проходя через двери типа «МЕТРО». Придерживайте, пожалуйста, закрывающуюся дверь, чтобы не травмировать идущего сзади Вас пассажира. Также следует учитывать, что идущий впереди пассажир может не удержать дверь, и Вы можете быть травмированы ею. Не допускайте попадания пальцев рук в зазоры в дверях. |
![]() |
3) При прохождении через турникет убедитесь, что после совершения оплаты за проезд загорелась «зелёная стрелка», сопровождаемая характерным звуком. Проход через турникет, не сменивший «красный свет» на «зелёный», чреват получением травмы резко закрывшимися створками. |
![]() |
4) При пользовании эскалаторами будьте особенно внимательны и осторожны! Держитесь за поручни во время движения, не бегайте, не балуйтесь на эскалаторе. Не допускайте попадания одежды, обуви, личных вещей в зазоры между подвижными и неподвижными частями эскалатора. Помните, что падение на эскалаторе может повлечь за собой более тяжёлые травмы и последствия, чем на простой лестнице. |
![]() |
5) Не заходите за ограничительную линию у края платформы, а лучше всего даже не приближайтесь к ней, до полной остановки поезда. Электропоезд, прибывающий на станцию, может нанести Вам травму. Кроме того, люди, спешащие первыми попасть в вагон, могут нечаянно толкнуть – и Вы окажетесь на рельсах. |
![]() |
6) При посадке и высадке из вагона будьте внимательны и осторожны. Следите за тем, чтобы нога не попала в зазор между кузовом электропоезда и платформой. Производите посадку-высадку в вагоны только после полного открытия дверей. |
![]() |
7) Не препятствуйте открытию-закрытию дверей вагона. После объявления о закрытии дверей посадка и высадка не допускается. Попытка пройти в вагон или выйти из него через закрывающиеся двери может закончиться зажатием и получением травмы. |
![]() |
8) Находясь в вагоне, держитесь за поручни, чтобы избежать падения и травмирования. Не прислоняйтесь к дверям вагона. |
![]() |
9) Обращайте внимание на бесхозные вещи, подозрительно ведущих себя граждан, пассажиров, находящихся в болезненном состоянии, в момент психического расстройства, в состоянии опьянения. При обнаружении таковых незамедлительно сообщайте об этом работникам метрополитена или милиции лично или по телефонам: - диспетчер службы безопасности: (+375 17) 383-80-12, (+375 17) 270-38-95; (+375 29) 662-57-52 - милиция: 102 |
![]() |
10) При обнаружении нарушения общественного порядка в вагоне, задымления, несчастного случая, неисправности подвижного состава, других чрезвычайных ситуаций – немедленно сообщите об увиденном машинисту при помощи переговорного устройства «Пассажир-Машинист». Для связи с машинистом нажмите на кнопку и передайте сообщение, отпустив кнопку, выслушайте ответ. |
![]() ![]() |
11) При обнаружении нарушения общественного порядка на платформе, неисправности подвижного состава и других внештатных ситуациях необходимо оповестить о случившемся любого работника метрополитена. На любом из вестибюлей станции Вы можете обратиться к работнику службы безопасности. Кроме того, в торцах платформы и в подземных пешеходных переходах, возле входа на станцию, установлены переговорные устройства «SOS–INFO», с помощью которых можно связаться с дежурным персоналом метрополитена.
На всех станциях 3-й линии Минского метрополитена установлены устройства экстренной связи с сотрудниками службы безопасности и ситуационного центра. |
Падение на станционные пути метрополитена может произойти в результате личной неосторожности пассажира, при резком ухудшении его самочувствия, а также при случайном толчке другим пассажиром. Падение зачастую сопровождается получением травм различной степени тяжести, обусловленных, прежде всего, высотой падения.
При падении на рельсы постарайтесь привлечь к себе внимание сотрудников метрополитена или пассажиров. Оказавшись на путях, ни в коем случае нельзя прятаться под край пассажирской платформы и пытаться самостоятельно подняться на платформу. Вдоль края платформы проходит контактный рельс с напряжением 825В, приближение к нему, а тем более касание – опасно для жизни.
Если Вы упали на путь (в отсутствии приближающегося поезда) и можете самостоятельно передвигаться, Вам нужно встать и быстро идти вдоль стены под электронные часы, привлекая внимание пассажиров для вызова работников метрополитена. Ориентиром для Вас послужит черно-белая рейка, укрепленная на пути, а также зеркало на платформе. Стойте за этой рейкой – Вы в безопасности! Ожидайте работника метрополитена, который выведет Вас из тоннеля.
Если при падении Вы получили травму или видите приближающийся электропоезд – ложитесь ничком в лоток между рельсами, придерживайте элементы одежды, которые могут зацепиться за подвагонное оборудование, пригните голову и постарайтесь не шевелиться. В этом случае поезд, даже накрыв Вас, не причинит вреда. Находитесь в таком положении до тех пор, пока машинист электропоезда или дежурный персонал станции не придут к Вам на помощь.
Если Вы оказались на путях метрополитена непосредственно перед прибывающим составом (когда поезд уже въезжает на станцию или следует по ней) – не пытайтесь куда-либо бежать, махать машинисту руками. Как можно быстрее избавьтесь от громоздких подручных вещей. По возможности, прижмите к себе свободно свисающие части одежды. Быстро, в том же месте, где находитесь, ложитесь в лоток между ходовыми рельсами. Руки необходимо вытянуть вдоль туловища, плотно прижав к одежде. Если на путях одновременно оказалось несколько человек, то ложиться друг на друга, в обнимку, нельзя. Необходимо быстро укладываться в лоток друг за другом. В таком положении необходимо лежать не двигаясь, причем не только до полной остановки состава над Вами, но и после этого. Необходимо помнить, что подвагонное оборудование поезда находится под высоким напряжением. Когда состав полностью остановится, немедленно зовите на помощь, тем самым давая понять окружающим, что Вы живы. После прихода работников метрополитена точно следуйте их указаниям.
Если Вы оказались между вагонами поезда, стоящего на станции – главное не паникуйте, успокоитесь и немедленно зовите на помощь. По возможности, стучите в торцевые окна, кузова вагонов, но не забывайте, что около Вас расположен контактный рельс и оборудование электропоезда, находящееся под высоким напряжением. Попробуйте аккуратно взобраться на сцепное устройство между вагонами, чтобы максимально возможное время не быть зажатыми, если поезд все же придёт в движение. Ухватитесь за боковые поручни с торцевой части вагона, по возможности поднимитесь на них, избегая касаний контактного рельса иными частями тела.
Если Вы стали очевидцем того, как находящийся рядом человек, внезапно упал между вагонами стоящего поезда – не пытайтесь достать его самостоятельно. Необходимо заблокировать ближайшую к Вам дверь вагона, тем самым не давая ей закрыться до конца, таким образом привлечь внимание машиниста. Можно поставить в дверной проём любой громоздкий предмет ручной клади, предварительно известив находящихся у дверей пассажиров о причинах сделанного, тем самым исключая попытку убрать преграду кем-либо из пассажиров. Или подайте сигнал машинисту (перед отправлением он смотрит в зеркало заднего вида) – круговое движение рукой, что означает «СТОП». Затем, сразу же зовите на помощь, привлеките внимание работников метрополитена. Если пострадавший находится в сознании, попросите его не делать резких движений и попыток выбраться наверх самостоятельно. Заметив подобную ситуацию из вагона, когда двери уже закрыты, немедленно сообщите об увиденном машинисту при помощи переговорного устройства «Пассажир-Машинист».
Если упавший пассажир на рельсы находится в бессознательном состоянии необходимо немедленно оповестить о случившемся работников метрополитена: подняться в вестибюль станции и обратиться к работнику службы безопасности или связаться с дежурным персоналом станции с помощью переговорного устройства «SOS–INFO», которое установлено в торцах платформы.
Обнаружив загорание или задымление в вагоне во время движения поезда – сообщите об этом машинисту, используя переговорное устройство «Пассажир-Машинист», расположенное у дверей. Примите меры по тушению пожара огнетушителем (огнетушители находятся за спинками сидений, места расположения обозначены соответствующими значками). Остальным пассажирам рекомендовано лечь на пол – там наименьшее скопление ядовитого дыма.
В случае возникновения на станции задымления, пожара, взрыва – первым делом необходимо успокоиться, постараться не впадать в панику, попытаться оценить обстановку и определить пути эвакуации. Если Вы можете оказать помощь пострадавшим и/или тушению пожара – приступайте, но помните: главное самому не стать спасаемым. Если в подобной ситуации Вы не уверены в собственных силах – необходимо эвакуироваться в сторону, противоположную эпицентру происшествия. Двигаться к выходу необходимо в середине платформы, то есть максимально дальше от обоих путей, чтобы Вас случайно не столкнули другие спасающиеся.
Если Вы заметили какой-либо предмет, которому по Вашему мнению, тут не место, — не оставляйте этот факт без внимания. Это может быть сумка рядом с сидением в вагоне, коробка в подземном переходе, сверток на скамейке. В этом случае попробуйте опросить людей, находящихся рядом, постарайтесь установить, кому принадлежит вещь, и кто ее мог оставить. Если владелец вещи не установлен, немедленно сообщите о находке сотрудникам службы безопасности или другим работникам метрополитена.
При обнаружении бесхозного или подозрительного предмета:
- не трогайте, не передвигайте и не вскрывайте обнаруженный предмет;
- не используйте мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи данного предмета;
- постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от места находки;
- не допускайте проход граждан в опасную зону;
- сообщите об обнаружении подозрительного предмета сотрудникам службы безопасности или другим работникам метрополитена и обязательно дождитесь их прибытия.

Вопросы обеспечения безопасности пассажироперевозок относятся к приоритетным направлениям деятельности государственного предприятия «Минский метрополитен». Вместе с тем, ежегодно правоохранительными органами Республики Беларусь регистрируются факты поступления заведомо ложных сообщений об опасности на объектах метрополитена, в том числе о ложном миниривании.
Каждое подобное сообщение работниками метрополитена и сотрудниками правоохранительных органов рассматривается как реальная угроза безопасности пассажиров, требующая принятия экстренных мер реагирования. Следствием этому является нарушение нормальной работы метрополитена, остановка движения электропоездов, закрытие станций и эвакуация пассажиров, принятие иных мер по недопущению возможных негативных последствий, а также отвлечение значительных сил и средств правоохранительных органов и экстренных служб на проведение проверочных мероприятий и установление лиц, распространивших ложные сведения. В результате причиняется не только большой экономический ущерб государству, но и наносится вред интересам граждан, пользующихся услугами метро.
Минский метрополитен напоминает, что заведомо ложное сообщение об опасности является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным статьей 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Статья 340. Заведомо ложное сообщение об опасности
1. Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий, -
наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же действие, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее причинение ущерба в крупном размере, либо повлекшее иные тяжкие последствия, -
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Кроме того, по решению суда подлежат возмещению виновником преступления все затраты и весь ущерб, причиненный его противоправными деяниями.
ДОСМОТР РУЧНОЙ КЛАДИ ПАССАЖИРОВ МЕТРОПОЛИТЕНА

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 2014 г. № 141-3 «О городском электрическом транспорте и метрополитене» (далее – Закон) досмотр ручной клади пассажиров метрополитена, а также физических лиц, находящихся на станции метрополитена и намеревающихся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, осуществляется в целях обеспечения безопасности граждан и транспортной деятельности в пределах, необходимых для выявления предметов или веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1088 (далее – Правила перевозок).
Ручная кладь любого пассажира, а также физического лица, находящегося на станции метрополитена и намеревающегося заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, может быть подвергнута досмотру (пункт 88 Правил перевозок).
Порядок осуществления досмотра ручной клади пассажиров метрополитена, а также физических лиц, находящихся на станции метрополитена и намеревающихся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, устанавливается Правилами перевозок пассажиров метрополитеном и иными актами законодательства (статья 28 Закона).
Согласно статье 28 Закона и пункту 89 Правил перевозок досмотр ручной клади пассажиров метрополитена, а также физических лиц, находящихся на станции метрополитена и намеревающихся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, в том числе с помощью технических средств, осуществляется работниками метрополитена, имеющими в соответствии с законодательными актами право осуществлять досмотр, а именно работниками охраны службы безопасности государственного предприятия «Минский метрополитен».
При осуществлении досмотра работник охраны службы безопасности перевозчика обязан находиться в форменной одежде с размещенным на ней служебным удостоверением работника охраны установленного актами законодательства образца (пункт 90 Правил перевозок).
Решение о досмотре и способе его проведения работником охраны службы безопасности перевозчика принимается самостоятельно (пункт 92 Правил перевозок).
Досмотр осуществляется в расположенных до автоматических контрольных пунктов и контрольных пропускных пунктов зонах досмотра либо в оборудованных местах проведения досмотра визуальным способом и (или) с использованием технических средств досмотра. Зоны досмотра и места проведения досмотра обозначаются информационными указателями (пункт 90 Правил перевозок).
Все зоны досмотра станций оборудованы стационарными цифровыми рентгенографическими сканерами, арочными металлодетекторами, устройствами системы аудио-видеофиксации. При осуществлении досмотров ручной клади пассажиров также могут использоваться ручные металлодетекторы, портативные обнаружители паров взрывчатых веществ и другие технические средства досмотра.
Пассажир обязан предоставлять до начала перевозки перед проходом к электропоездам метрополитена по требованию работников охраны службы безопасности перевозчика содержимое ручной клади для проведения досмотра, в том числе с помощью технических средств, в целях исключения проноса на станцию метрополитена и (или) предотвращения незаконного провоза в транспортных средствах метрополитена предметов или веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене (статья 16 Закона, пункт 76 Правил перевозок).
В отношении лица, отказавшегося предоставить работникам охраны службы безопасности перевозчика содержимое ручной клади для досмотра, перевозчиком реализуется право на отказ в перевозке пассажира метрополитеном (статья 18 Закона, статья 80 Правил перевозок).
На работников охраны службы безопасности государственного предприятия «Минский метрополитен» также распространяются полномочия, установленные Законом Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 175-З «Об охранной деятельности» для работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны.
ПЕРЕЧЕНЬ
предметов и веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене
(пункт 68 Правил перевозок)
- ручная кладь, размер которой в сумме измерений по длине, ширине и высоте превышает 200 сантиметров, рулон длиной более 170 сантиметров и диаметром более 15 сантиметров, длинномерные предметы размером более 200 сантиметров;
- взрывоопасные, радиоактивные, отравляющие вещества и предметы;
- ядовитые (токсичные), огнеопасные, окисляющие вещества без заводской упаковки или с нарушением ее целостности, разрешенные к продаже населению;
- газовые баллоны объемом более 0,5 литра;
- взрывные устройства, порох в любой упаковке, боеприпасы (за исключением боеприпасов к оружию, на которое имеется документ, подтверждающий право на его ношение, перевозимых на основании такого документа), взрывчатые вещества, сигнальные патроны, петарды и фейерверки;
- оружие, для которого законодательством предусмотрено наличие документа в соответствии с постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 26 мая 2010 г. № 143 «Об установлении форм разрешений», подтверждающего право на его ношение, при отсутствии у пассажира такого документа и не вложенное в чехол, кобуру или специальный футляр;
- острые и (или) режущие предметы, елки, лыжи, коньки, удочки, буры без упаковки или чехлов, исключающих причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров;
- предметы и вещества, которые при перевозке могут причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров либо вызвать повреждение или загрязнение транспортного средства метрополитена и (или) ручной клади пассажиров;
- прирученных животных и птиц без клеток, ящиков, мешков или сумок с водонепроницаемым адсорбирующим дном;
- велосипеды, самокаты и иные подобные средства передвижения, за исключением инвалидных колясок, размер которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте превышает 200 сантиметров.