После ввода в эксплуатацию 8 станций 1-й линии в 1984 году и 6 станций 2-й линии в 1990 году наиболее значимыми в жизни Минского метро стали 2005 и 2012 годы. В первом из них были сданы сразу три станции 2-й линии ("Спортивная", "Кунцевщина", "Каменная Горка"), а через семь лет также тремя станциями "приросла" 1-я линия ("Грушевка", "Михалово", "Петровщина").
Сегодня Минский метрополитен — это 29 станций, 51 вестибюль, 31 эскалатор, 12 станций с путевым развитием. Эксплуатационная длина пути в двухпутном исчислении составляет 37,285 километров, а всего длина пути с тупиками и путевым развитием депо составляет 102,217 километров.
Если в 1985 году услугами Минской подземки воспользовались "всего" 79,2 миллиона человек, то в 2013 году — уже 328,3 миллиона. За 8 месяцев текущего года Минский метрополитен перевез 205,57 миллионов пассажиров.
Если в 1985 году доля метрополитена в перевозке пассажиров городским общественным транспортом Минска составляла всего 7,5 %, то к 2014 году она возросла до 38 %.
В 1985 году метро в сутки перевозило 216,9 тысячи человек, в 2013-м — уже 899,4 тысячи. За 8 месяцев текущего года среднесуточный объем пассажироперевозок составил 846 тысяч человек. По этому показателю Минский метрополитен по данным Международной Ассоциации Метро занимает четвертое место среди метрополитенов стран постсоветского пространства, уступая Московскому, Санкт-Петербургскому и Киевскому.
Еще один важный показатель- минимальный интервал движения между поездами. В Минском метро он составляет в час "пик" 120 секунд, и это снова четвертый показатель "рейтинга" метрополитенов. Чаще поезда ходят только в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве.
Пассажиров 1-й линии метро обслуживают 37 пятивагонных составов, на 2-й линии — 35 составов. Сегодня от "Малиновки" до "Уручья" (1-я линия) поезд доезжает за 28 минут, а от "Могилевской" до "Каменной горки" (2-я линия) за 27 минут.
Ежемесячно пассажиры столичной подземки покупают 59,5 тысяч проездных бесконтактных смарт-карт (БСК) метрополитена и пополняют баланс 196 тысяч совмещенных БСК "Минсктранса". 46,6 % пассажиров оплачивают проезд бесконтактными смарт-картами, 41,9 % — привычными жетонами, 11,5 % —пользуются льготным проездом.
Система видеонаблюдения в Минском метрополитене включает 1292 видеокамеры, 12 составов оборудованы внутривагонным видео. В вестибюлях и на платформах станций насчитывается 218 устройств экстренной связи "пассажир-дежурный по станции" и "пассажир-дежурный милиционер".
После приобретения 19-ти устройств локализации взрыва (типа "Фонтан"), все станции Минского метро оснащены данным видом взрывозащитного оборудования.
Минский метрополитен продолжает развиваться и расти. По плану он будет состоять из четырех линий общей протяженностью 77,1 километров и насчитывать 58 станций.
Первая линия (20,8 км) будет иметь 16 станций и свяжет жилые массивы юго-западной и северо-восточной частей с центром и железнодорожным вокзалом. Вторая линия (20,3 км) с 16 станциями свяжет жилые районы северо-западной части города с центром и промышленной зоной, находящейся на юго-востоке. В будущем возможно продление второй линии в западном направлении станцией «Красный Бор», в юго-восточном направлении станцией «Шабаны».
Третья линия протяженностью 17,2 км с 14 станциями свяжет микрорайон Зеленый Луг через центр города с микрорайоном Курасовщина. Первую очередь третьей линии метрополитена планируется ввести в строй в 2017 году. Этот участок будет включать четыре станции («Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь», «Ковальская Слобода»), две из них пересадочные: «Юбилейная площадь»-«Фрунзенская» (вторая линия) и «Вокзальная»-«Площадь Ленина» (первая линия).
Четвертая линия минского метро протянется на 15 километров и будет состоять из 9 станций. Линия будет проходить от площади Бангалор под ул. Сурганова через «Академию Наук» (пересадочная), далее под ул. Ботанической, ул. Уральской, затем пересечется на станции «Тракторный завод» со второй линией и пройдет через микрорайон Серебрянка до микрорайона Чижовка.