В ночь с 23 на 24 апреля сотрудники подразделений Минского городского управления МЧС совместно с работниками государственного предприятия «Минский метрополитен» провели учения по действиям в нештатных ситуациях.
По их замыслу, в тоннеле между станциями «Московская» и «Парк Челюскинцев» произошли «возгорание и пожар» в электропоезде. Из состава необходимо было эвакуировать пассажиров и локализовать очаг возгорания силами спасателей.
В учениях было задействовано 23 единицы специальной техники и около сотни спасателей, которые ликвидировали условную чрезвычайную ситуацию в метро на станции «Московская». Учения проводились в ночное «окно», когда две задействованные станции завершили свою обычную работу и были закрыты для посещения людей.
На платформе станции «Московская» был развернут штаб метрополитена по координации действий сотрудников подземки со спасателями при отработке учебных элементов. В свою очередь, на проспекте Независимости столицы – у входа в метро развернулся штаб МЧС. Со стороны столичной подземки руководство учениями осуществлял заместитель директора метрополитена по безопасности Вадим Плис.
В учениях приняли участие более пятидесяти курсантов университета гражданской защиты МЧС Республики Беларусь. Им была отведена роль пассажиров, попавших в огненный плен в тоннеле. Со стороны «Парка Челюскинцев» прибыл состав, куда зашли будущие спасатели. Поезд увез их в перегон между станциями и остановился в нескольких сотнях метрах от одной из них.
В установленное время с контактного рельса было снято напряжение. Для реалистичности условного пожара были задействованы дымовые установки, с помощью которых в тоннеле образовалась белая пелена.
Активная фаза учений началась около двух часов ночи. По замыслу, состав из-за неисправности остановился между станциями. Загорелся один из вагонов, тоннель задымлен, есть пострадавшие.
В течение десяти минут после получения сообщения к станциям «Московская» и «Парк Челюскинцев» прибыли более двадцати машин спецтехники. На платформе «Московской» сформировали первую команду спасателей, которая вскоре пошла в тоннель. Спасатели прокладывали с улицы пожарный рукав – магистральную линию для подачи воды.
Из тоннеля эвакуировали пассажиров, а после вынесли манекен – имитацию спасенного человека. На носилках его доставили на поверхность платформы. После таким же образом был спасен еще один пассажир.
Вскоре от руководителя учения была получена вводная. В соответствии с ней – в самом дальнем вагоне остались двое пострадавших. Была оперативно сформирована группа из шести спасателей. Они со специальной тележкой отправились к составу за пострадавшими и через считанные минуты вернулись с двумя пассажирами – статистами. Вскоре прозвучало сообщение о ликвидации пожара. На тушение было подано 5 стволов, из них два – от магистральной линии, три – от пожарного крана.
В ходе учений были эвакуированы 47 человек, спасены четыре, из них – двое пострадавших. Начальник пожарно-спасательной службы пожарного аварийно-спасательного отряда на объектах метрополитена Александр Котов по итогам учений отметил: «Благодаря грамотным и слаженным действиям наших сотрудников и персонала метрополитена в кратчайшие сроки были эвакуированы люди и ликвидировано возгорание».