Прошли уже те времена, когда люди, приезжая из маленьких городков или деревень с удивлением взирали на необычную чудо-машину в виде самоходной лестницы. Сегодня эскалаторы являются атрибутом метрополитенов, вокзалов, торговых центров. Они используются везде, где возникает необходимость в быстром транспортировании большого потока людей с одной высоты на другую без задержек.
Немного истории
Слово эскалатор – производное от французского "escalier roulant", обозначающего «штурмовую лестницу».
Первые эскалаторы появились на США в конце 19-го века. Патент на изобретение самодвижущейся лестницы был взят в 1892 году, а в 1894-м первый живой экземпляр установили в Нью-Йоркском парке. В отличие от современных, первый эскалатор перевозил людей на перилах, а ступенек не было вовсе.
Ступенчатый экземпляр уже увидели посетители знаменитой парижской выставки 1900 года. А привычный нам образец устройства с движущимися поручнями создали в 1921 году.
Свой путь из Европы в Россию эскалаторы начали с появления в 1935 году первых экземпляров в московском метро. Те первые эскалаторы производились в Финляндии.
Конструкция и характеристики
В своей основе каждый экземпляр эскалатора представляет собой подъёмный механизм, наклонённый под углом 30 – 35 градусов. В качестве движущего элемента используются ступени, способные трансформироваться в ленту. Сами ступени соединены с замкнутой цепью, которую вращает электродвигатель с помощью понижающего редуктора с реверсом. В каждой ступеньке находится несколько роликов, двигающихся по специальным направляющим. Все травмо-небезопасные узлы и механизмы спрятаны в корпусе.
Двигатели для приведения в движение эскалатора применяются в современных конструкциях довольно мощные — не менее 80 кВт.
Скорость движения находится в пределах 55 м/мин, что достаточно для быстрого, но комфортного перемещения людей. При такой скорости обычный средний эскалатор способен переместить за час до 10 тыс. людей.
Безопасность
Основной функцией эскалаторов является перевозка людей, поэтому к ним применяются жёсткие требования по безопасности. Кроме полностью закрытого корпуса, недоступного для посторонних, перевозка людей дополнительно защищена применением поручней, которые перемещаются вслед движению. Такая конструкция увеличивает устойчивость во время перемещения и помогает сохранить равновесие при возможной остановке.
Если эскалатор не работает и огражден, категорически запрещается входить на него пассажирам без разрешения работников метрополитена, барьеры самостоятельно передвигать также нельзя, как и трогать без уважительной причины выключатель эскалатора с надписью «Стоп», который находится в верхней и нижней частях эскалатора. Нажимать кнопку допустимо лишь при ситуациях, когда возможно травмирование кого-либо из перемещающихся людей.
В Минском метрополитене, отличающемся сравнительно неглубоким залеганием, эскалаторы установлены на девяти станциях. Большинство эскалаторов однопролётные, трёхниточные. Самый длинный из них, четырехниточный, в ходе реконструкции в 2008 году был запущен на станции "Октябрьская".
В Минском метро действуют Правила пользования эскалаторами, разработанные в соответствии с нормативно-техническими документами по обеспечению безопасности подобных машин и механизмов.
Лишь при соблюдении этих несложных правил перемещение на эскалаторе абсолютно безопасно, и позволит избежать травм, порчи обуви или одежды.
Будьте внимательны и осторожны на эскалаторе!