Милиция метро: служба дни и ночи

Милиция метро: служба дни и ночи

20 Февраля 2017

Какие преступления чаще всего совершают в подземке, насколько нужно быть пьяным, чтобы не пустили в метро, и у кого в первую очередь проверяют сумки при входе на станцию, рассказал начальник УВД по охране Минского метрополитена Кирилл Кислов.

— Когда было создано управление внутренних дел по охране Минского метрополитена и какие функции тогда выполняло?
— Когда в июне 1984 года открыли восемь станций, естественно, возник вопрос обеспечения безопасности на них. На основании приказа МВД БССР от 10.02.1984 в целях охраны порядка на станциях и в электропоездах создали специальный отдел. Тогда в нем служили 53 человека. С увеличением количества станций до 29 пропорционально увеличился и штат наших сотрудников, а также сформировались новые службы.

— Какие правонарушения и преступления преобладали в те годы?
— Статистика тех лет не сохранилась, но, по словам ветеранов, самыми распространенными были карманные кражи. Сейчас их число сократилось в разы и продолжает уменьшаться с каждым годом благодаря установке камер видеонаблюдения на станциях и в вагонах, а также работе сотрудников отделения уголовного розыска. К примеру, если в 2015-м мы зафиксировали 81 тайное хищение имущества, то в 2016-м —67. Больше всего хлопот правоохранителям как тогда, так и сейчас доставляют лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.

— Хотелось бы уточнить, по каким критериям определяют, пьяный человек или выпивший? Пропускать его или нет?
— В метро запрещено находиться в состоянии алкогольного опьянения. Оценивают состояние пассажиров работники метрополитена. И они имеют полное право не пропускать на станцию тех, кто употребил спиртные напитки. Это прописано в Правилах перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденных постановлением Совмина. Милиция подключается лишь тогда, когда человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, слабо ориентируется в окружающей обстановке, шатается из стороны в сторону, имеет неопрятный вид, скандалит и так далее. В таком случае правоохранитель может отвести нарушителя на медицинское освидетельствование и составить протокол по статье 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Если выпивший человек ведет себя адекватно, наши сотрудники просто предложат ему воспользоваться общественным наземным транспортом.

— В каком году вы начали служить в УВД по охране Минского метрополитена? Какие задачи тогда стояли перед вами?
— Перешел в управление, тогда еще на должность заместителя начальника, через год после взрыва в метро. В результате этого трагического события существенно возросли требования к безопасности на станциях и в переходах. Необходимо было наладить взаимодействие правоохранителей со службой охраны метрополитена, которую тогда только создали. Проработать различного рода инструкции, порядок действий в тех или иных ситуациях и другое. Были приняты меры, чтобы случившееся в 2011 году не повторилось. Вестибюли оборудовали различными спецсредствами, все сотрудники службы безопасности прошли обучающие курсы, связанные с противодействием террористической угрозе. Чтобы обезопасить метро, учитывали даже такие незначительные моменты, как конструкция скамеек на платформах. Они сейчас без полостей, чтобы нельзя было поставить под них что-либо габаритное.

— С тех пор находили в метро взрывоопасные предметы?
— В ходе досмотра багажа пассажиров неоднократно обнаруживали боеприпасы. Но в большинстве это были патроны для охотничьих ружей. Взрывчатые предметы, реально угрожающие жизни и здоровью пассажиров, слава богу, никто за это время не пытался пронести. Единственное, некоторые во время досмотра сообщали, что у них в ручной клади бомба. Такие заявления делали в шутку, но мы были вынуждены локализовывать их сумки специальным защитным контейнером ("Фонтаном"), вызывать спецслужбы, а в некоторых случаях даже ограничивать движение через вестибюль. Стоит понимать, что подобный юмор потом выходил боком заявителям. Их привлекали к уголовной ответственности по статье 340 «Заведомо ложное сообщение об опасности» Уголовного кодекса Республики Беларусь. За такие действия можно получить внушительный штраф или даже лишиться свободы на срок до 5 лет. По этой статье в прошлом году были возбуждены 11 уголовных дел.

— По каким критериям работники службы безопасности метро определяют, кого им проверять? По размерам сумки?
— Нельзя сказать, что это зависит только от габаритов ручной клади. Работники службы безопасности постоянно проходят обучающие курсы, на которых им рассказывают, как распознать в толпе злоумышленника. По сути, они смотрят в комплексе. Обращают внимание не только на ручную кладь, но и на поведение человека, его внешний вид, походку и другое.

— Правоохранители вашего УВД несут службу только в метро и его переходах?
— Если наряд УВД по охране метрополитена оказывается ближайшим к месту преступления, то туда отправляемся мы. Помните, несколько лет назад вооруженный злоумышленник захватил заложницу в обменном пункте торгового центра «Счастье»? Тогда первыми там оказались наши сотрудники Руслан Трушкевич и Николай Глазко, которые несли службу на станции метро «Восток». Они общались со злоумышленником и всячески тянули время до приезда сотрудников спецподразделений.

— Какую помощь помимо своих непосредственных обязанностей оказывают сотрудники УВД пассажирам?
— Нередко находим утерянные предметы и возвращаем их владельцам. Так, в прошлом году на одной из платформ обнаружили кошелек с 4,5 тысячи долларов. Его владельцем оказался иностранец, студент Белорусского государственного медицинского университета. Он был очень признателен нашим сотрудникам, потому как эти деньги предназначались для оплаты его обучения. Часто нам звонят, посылают письма и электронные сообщения с благодарностью за то, что сотрудники помогают спустить детскую коляску на платформу, сопровождают до электропоезда пожилых людей и инвалидов, подносят женщинам тяжелые сумки и за многое другое.

Справочно
В 2016 году в метро выявлено 381 преступление. Из них — 240 фактов подделки документов. В основном это липовые справки учащихся и удостоверения инвалидов, дающие право бесплатного проезда. Большинство нарушителей по решению суда получили внушительные штрафы — в среднем около 1 000 рублей. Некоторые были осуждены на ограничение свободы без направления в исправительное учреждение.
Евгений Олейник
Фото Андрея Гаврона
агентство "Минск-Новости"


Другие новости


1 2 3 4 5